АПИО
Адвокатская палата Ивановской области

Участие в научно-практических конференциях «Риски профессиональной деятельности адвокатов», «Этический императив честности и допустимость лжи в деятельности адвоката»

8 июня 2023 года в рамках научно-практической конференции «Риски профессиональной деятельности адвокатов», проходившей на базе Общественной палаты РФ, представители Адвокатских палат различных субъектов РФ поделились своим опытом и рассказали о рисках, существующих в профессии адвоката, а также о тех, с какими в рамках осуществления адвокатской деятельности приходилось сталкиваться именно им. В рамках обсуждения обозначенной темы, все участники сошлись во мнение о том, что сама по себе профессия  адвоката является высоко рискованной. Эти риски в первую очередь, требуют осознания, а затем и поиска путей их преодоления. Чаще всего в своей работе адвокаты сталкиваются с рисками профессионального и эмоционального «выгорания», профессионального стресса и деформации, работы в условиях внутреннего этического конфликта, рисками привлечения адвоката к уголовной или дисциплинарной ответственности, неполучения от клиента гонорара, установленного соглашением.  Много приводилось примеров незаконного вызова адвоката сотрудниками правоохранительных органов на допрос по надуманным основаниям с целью получения конфиденциальной информации или сведений об обстоятельствах, находящихся в их производстве уголовных дел, ставших известными адвокату от своих доверителей при осуществлении защиты. Острой проблемой для многих адвокатов оказалось отсутствие свидетельского иммунитета у стажеров, помощников адвокатов и иных работников адвокатских образований, которые по роду своей деятельности соприкасаются со сведениями, составляющими адвокатскую тайну, однако не защищены от вызова на допрос со стороны правоохранительных органов по поводу известных им сведений. Также коллегами отмечались риски, которые встречаются реже или появятся в обозримом будущем. Среди таких назывались риск замены адвоката искусственным интеллектом, а также «превращения адвоката в лицо, имеющее статус адвоката, но таковым не являющимся», то есть когда адвокат по всем внешним признакам соответствует данному статусу, но по сути своей в профессиональной деятельности не преследует целей защиты прав и законных интересов граждан, а руководствуется иными соображениями либо вообще уклоняется (или отстранен) от выполнения возложенных на него задач и функций.

Адвокаты также говорили о рисках негативных последствий для жизни и здоровья, вызванных как серьезными эмоциональными переживаниями конкретной тяжелой жизненной ситуации, в которой оказался их доверитель, так и противоправными действиями в отношении самого адвоката, его имущества или членов его семьи. Одной из основных причин рискованного характера в деятельности адвоката является взаимодействие с клиентом. Всегда обращение к адвокату связано с возникновением в жизни человека какой-либо неблагоприятной ситуации, кризиса. Именно это состояние клиента, его проблемы являются отправной точкой в работе адвоката, а также очень часто являются причиной необдуманных поступков со стороны доверителя, которые негативным образом влияют на разрешение сложившейся ситуации. При этом, как правило ответственность за отсутствие положительного результата по делу возлагается на адвоката. Важно отметить, что в числе способов преодоления рисков названы не только следование положениям закона и Кодекса профессиональной этики, но и занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях, качественный отдых, наличие ярких, положительных эмоций, а также в случае необходимости — обращение к психологу. Кроме этого, предлагалось ужесточить критерии для ввода в профессию, принять нормативный акт об обязательном страховании юридической ответственности, уравнять для целей налогообложения адвокатов и самозанятых, предоставить адвокатам возможность самостоятельно заниматься своими пенсионными накоплениями

 

 

 

9 июня 2023 года состоялась научно-практическая конференция «Этический императив честности и допустимость лжи в деятельности адвоката». Участие в данной конференции Адвокатской палаты Ивановской области принимал член Совета молодых адвокатов Ивановской области Буренин Сергей Геннадьевич.

Данная тема изучается в адвокатском сообществе уже на протяжении более 150 лет и обозначенные вопросы не получили разрешения до настоящего времени. На конференции разгорелись жаркие дискуссии о том, что есть ложь, обман, умолчание, в чем цель адвокатской деятельности и правосудия в целом. Адвокат в рамках своей деятельности интерпретирует фактические обстоятельства и толкует применимую норму наиболее благоприятным для доверителя способом. Он должен поддерживать ту версию, которую предлагает доверитель и не переступать эту грань, а то возникает риск стать интеллектуальным пособником для доверителя и нарушить закон, что ведет к «обнулению» его иммунитета, в том числе и на адвокатскую тайну. При этом адвокат должен демонстрировать в суде честное поведение и намеренно не предоставлять суду ложную информацию. Врать или не врать – это выбор каждого конкретного адвоката. При этом установки на ложь присущи многим другим профессиям врачам, политикам, следователям, прокурорам и судьям (0,3% оправдательных приговоров). По результатам изучения обстоятельств дела адвокат может и не принимать на себя защиту (если это не дело по назначению), а также нередки случаи, когда и сам адвокат, приняв дело, не способен для себя определить, виновен его подзащитный или нет. В этом случае принцип презумпции невиновности обязателен и для адвоката. Докладчики упоминали еще об одном важном моменте – требование о недопустимости оправдания преступника относится только к судьям, как к лицам, принимающим итоговое решение по делу. Даже если подсудимый пожелает врать, и адвокат в силу требований кодекса профессиональной этики поддерживает эту ложь, суд обязан эту ложь выявить и дать ей оценку.

Главный вопрос, который проходил красной нитью через все выступления – мы независимые советники или интеллектуальные пособники? Одна из основных обязанностей адвоката в этой связи – разъяснить доверителю возможность альтернативных версий и их последствий. Однако  адвокат не должен давать доверителю прямо противозаконные рекомендации, но может и обязан использовать все известные ему законные способы для того, чтобы добиться желаемого результата. Процессуальные функции, реализуемые адвокатом в состязательном процессе, исключают объективность и непредвзятость в его деятельности. Адвокат в процессе всегда борется за «частную» истину, то есть за справедливость для своего доверителя. Для адвоката критерий истины всегда связан с логикой доверителя. Говоря об умолчании как об одном из способе лжи, отмечалось, что эти действия не будут и не могут быть связаны с обманом, если соответствующему субъекту не вменено в обязанность сообщать сведения, о которых он умалчивает. Умолчание многие считают не видом лжи, а методом хранения тайны, что имеет важное моральное значение, так как у лжи всегда существует явная негативная презумпция, в то время как у тайны она может отсутствовать. Несмотря на задачи адвоката в процессе и его статус, практически все выступающие сходились во мнении о том, что если речь идет о сведениях, сохранение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью, адвокат обязан их сообщить соответствующим органам, поскольку речь идет о высших ценностях.

Говоря о причинах лжи в профессии, указывали на некомпетентность и недисциплинированность конкретных адвокатов, их низкие моральные качества, корыстные интересы. Настоящей же адвокат – это всегда защитник права, правовых ценностей, личности, руководящим принципом в деятельности которого является безупречная честность при ведении дел. Бесчестное и сомнительное поведение адвоката отражается не только на его репутации, но и на репутации других членов адвокатского сообщества, а также авторитете всей системы правосудия в целом. Адвокатом может стать только высокоморальное лицо, обладающее положительными личностными качествами, чтобы все эти качества в совокупности выступали гарантом добросовестности для доверителя.